Skip to main content

На снимке, сделанном перед игрой «Фулхэма» с «Челси» в Крэйвен-коттедже в августе 1965 года, выделяется не только огромное количество людей — мальчики, свисающие с опор прожекторов и ненадежно сидящие на выступе перед богато украшенной решетчатой ​​железной конструкцией, — но и ощущение того, что это было место для всего спектра общества.

Мужчины в галстуках и куртках гармонируют с более молодыми болельщиками, и хотя плоские кепки, которые доминировали бы на такой сцене десять лет назад, по большей части отсутствуют, есть четкое ощущение, что посещение матчей никоим образом не разделено. У всех был одинаковый опыт, включая одинокую женщину, запечатленную на снимке фотографа Патрика Ларкина. У тех, кто так нарядно оделся во второй игре кампании «Фулхэма», которую они проиграли со счетом 3–0, не было никакого корпоративного опыта.

Фотография находится на расстоянии вечности от компьютерных изображений, опубликованных на этой неделе, на которых изображены современные элементы новой трибуны Риверсайд в Фулхэме, включая открытый бассейн, «скайдек» с видом на Темзу и два ресторана, отмеченных звездой Мишлен, которые являются частью «Скайдека». Опыт гурманов. Предполагаемые «дешевые места» на трибуне «Риверсайд» уже невероятно дороги. Посмотреть игру «Манчестер Юнайтед» с этой точки зрения в начале этого сезона стоило 160 фунтов. Билет с доступом к бассейну и террасе? Об этом просто не стоит думать.

Было бы неправильно предполагать, что великие Джонни Хейнс, Бобби Мур, Родни Марш или Алан Маллери, легенды коттеджа, задирали носы от того, что это место превращается в элитную столовую. Хейнсу, первому футболисту, получавшему 100 фунтов в неделю, нравилась хорошая жизнь, как и остальным. Но это заведение с его широкими кожаными сиденьями, шезлонгами у бассейна и джунглями растений в горшках демонстрирует роскошь тем многострадальным болельщикам, которые в середине 1990-х смотрели, как «Фулхэм» помещал Скарборо и Рочдейл в четвертый дивизион, и не собираются этим пользоваться. бассейна.

Глянцевый пиар-запуск нового объекта произошел через шесть месяцев после того, как Фонд болельщиков «Фулхэма» обвинил клуб в том, что он не позволяет обычным болельщикам участвовать в играх, взимая до 3000 фунтов стерлингов за абонемент – самый дорогой в Премьер-лиге в этом сезоне.

«Фулхэм» обнародовал свои блестящие планы относительно трибуны New Riverside в Craven Cottage.

«Фулхэм» обнародовал свои блестящие планы относительно трибуны New Riverside в Craven Cottage.

Планы по созданию трибуны «Риверсайд» появились через шесть месяцев после того, как Фонд болельщиков «Фулхэма» обвинил клуб в том, что он не позволяет обычным болельщикам участвовать в играх.

Планы по созданию трибуны «Риверсайд» появились через шесть месяцев после того, как Фонд болельщиков «Фулхэма» обвинил клуб в том, что он не позволяет обычным болельщикам участвовать в играх.

Зоны гостеприимства продолжают заметный отход футбола от времен террас.

Зоны гостеприимства продолжают заметный отход футбола от времен террас.

Самые дешевые билеты для взрослых на игру «Манчестер Юнайтед» стоили 35 фунтов стерлингов в «Семейной зоне» на трибуне Джонни Хейнса, но болельщиков должны были сопровождать дети, билет на которые стоил 24 фунта. Следующий по стоимости билет для взрослых в Хаммерсмит-Энд обошелся фанатам в 67 фунтов. Владелец «Фулхэма» Шахид Хан не обращал внимания на жалобы фанатов, что соответствовало его обычному обращению с болельщиками.

Прошел месяц с тех пор, как Фонд болельщиков «Фулхэма» официально заявил, что клуб совершенно не серьезно относится к взаимодействию с болельщиками – и теперь это шикарный новый объект. Все немного мучительно.

Отношения между футболом и гостеприимством начались не так. Когда в 1992 году гуру товаров и розничной торговли Эдвард Фридман был переманен «Манчестер Юнайтед» из «Шпор» с целью активизировать их коммерческую деятельность, его интерес к улучшению гостиничного комплекса был вызван ощущением, что некоторые из более богатых постоянных клиентов «Юнайтед» всю свою жизнь пропали без вести. вне.

«С фанатами обращались очень плохо», — рассказал Фридман Mail Sport. «Не только директорам хотелось чего-нибудь вкусного на обед перед игрой. В то время было всего несколько лож для руководителей, поэтому они увеличили их число до 105. Они сделали вещи более дорогими».

Британских клубов, у которых можно было поучиться, было немного. Самым изобретательным в кулинарном отделе того времени было открытие Ливерпулем магазина McDonalds на территории Копа в 1995 году. Газета Liverpool Echo провозгласила его «первым бургер-баром на футбольном поле в Европе». Поэтому Фридман и председатель «Юнайтед» Мартин Эдвардс полетели в Соединенные Штаты, чтобы почерпнуть идеи относительно гостеприимства. «Это делали франшизы баскетбола и американского футбола», — говорит Фридман. «Мы учились у них».

Это был выстрел в темноте, но «Юнайтед» обнаружил, что это новая возможность получения дохода. В сезоне 1991/2 «Юнайтед» заработал 20 000 фунтов стерлингов на ложах руководителей. К 1994/95 году это число удвоилось.

В те дни, когда тренер мог потратить на игрока все, что согласился председатель правления, термин «правила финансовой устойчивости» даже не был придуман, хотя именно футбольная установка таких параметров побудила клубы следовать тому, чем был Рой Кин конец 90-х, называя «Юнайтед» бригадой сэндвичей с креветками.

Дело не только в том, что сейчас расходы руководителей необходимы для покупки дорогих игроков. Очевидно, что там очень высокая аудитория. Есть готовность тратить большие деньги на просмотр спорта, которого десять лет назад не существовало. Старая идея борьбы за «запасные части» испарилась для тех, кто просто купил членство в клубе «Уэмбли» (стоимость которого варьируется от 5000 до 13 000 фунтов стерлингов), которое дает им право посещать все игры Англии, Кубка Англии и Кубка Карабао на стадионе.

Новая зона гостеприимства в Риверсайде будет полна гламура и нескольких роскошных функций.

Новая зона гостеприимства в Риверсайде будет полна гламура и нескольких роскошных функций.

Болельщики «Ливерпуля» устроили забастовку в 2016 году на 77-й минуте матча против «Сандерленда» на «Энфилде» после того, как клуб объявил о планах приобрести билет на матч стоимостью 77 фунтов стерлингов.

Болельщики «Ливерпуля» устроили забастовку в 2016 году на 77-й минуте матча против «Сандерленда» на «Энфилде» после того, как клуб объявил о планах приобрести билет на матч стоимостью 77 фунтов стерлингов.

Эти цифры соответствуют тем деньгам, которые люди готовы платить, а живой футбол привлекает больше, чем когда-либо. Аудитория развивается, с более высоким уровнем. По неофициальным данным, стоимость некоторых абонементов на новый стадион «Брэмли Мур Док» «Эвертона», на котором клуб надеется сохраниться для участия в соревнованиях, составляет 3000 фунтов стерлингов на человека за сезон, при этом владельцам предлагается подписаться на срок до трех сезонов. Это обязательство в размере 30 000 фунтов стерлингов для одного болельщика, чья жена и сын уже много лет являются обладателями абонементов. Он склонен покупать.

Другие виды спорта взимают столь же огромные суммы за ту точку обзора, которую сейчас продвигает «Фулхэм». Некоторые смотровые площадки Формулы-1 в далеких странах просто впечатляют.

Лучшие из лучших клубов считают прозаический вопрос 90-минутного футбола лишь частью уравнения. Под новым стадионом «Тоттенхэм Хотспур» есть картинговая трасса Формулы-1 – чем Уайт Харт Лейн никогда не мог похвастаться. Кнопка на новом Бернабеу активирует новую раздвижную крышу, которую можно закрыть всего за 15 минут, чтобы защитить посетителей концерта от непогоды. Тейлор Свифт уже заказала ей выступление в мае.

Понятно, что этот материал раздражает некоторых фанатов, которые изо всех сил пытаются пересечь всю страну к началу матча в 20:00. Большинство болельщиков воспринимают суматоху и безумие на сверхдорогих участках стадиона как неотъемлемую часть денежной машины, которая поддерживает их место в Премьер-лиге. Но некоторые фанаты более остро чувствуют, что владельцы переходят черту, чем другие.

Болельщики «Ливерпуля», чьи отношения с владельцами FSG временами были трудными, массово покинули клуб в 2016 году на 77-й минуте матча против «Сандерленда» на «Энфилде», получив билет на матч за 77 фунтов (по сравнению с 59 фунтами стерлингов) и абонемент на 1000 фунтов стерлингов. на следующий сезон было объявлено как часть новой главной трибуны вместимостью 8500 человек. «Без болельщиков это всего лишь 22 дурака на поле», — сказал однажды подкастер «Ливерпуля» Роб Гуттман.

Для наиболее просвещенных клубов британских лиг гостеприимство – это не только удел сверхбогатых людей. Халл Сити, получивший награды за кейтеринг, расширил ассортимент зала, включив в него коробку карри с курицей и яблочную крошку. В Твиттере @footyscran рассказывает о некоторых кулинарных удовольствиях, которые фанаты испытывают по всему миру: от домашнего пирога «Киддерминстер Харриерс» до картофеля фри с чизбургером от «Лидс Юнайтед».

А еще есть Карлайл Юнайтед, демонстрирующий замечательное воображение в сфере гостеприимства, продвигая «Завтрак в честь выпуска светильников», во время которого те, кто готов заплатить, развлекаются по-королевски, узнав дату Порт-Вейл дома, Линкольна в гостях и множество других удовольствий. .

Но по-прежнему трудно избежать ощущения, что Премьер-лига рискует потерять связь со своей базой, поскольку ее клубы ищут хайроллеров, которые, кажется, готовы платить, и создают своего рода классовую войну в сделка.

Председатель «Фулхэма» Шахид Хан заявил, что трибуна «Нью-Риверсайд» предоставит болельщикам «премиальный опыт, который будет не похож ни на что в футболе», и изложил планы клуба.

Председатель «Фулхэма» Шахид Хан заявил, что трибуна «Нью-Риверсайд» предоставит болельщикам «премиальный опыт, который будет не похож ни на что в футболе», и изложил планы клуба.

Клуб будет обслуживать болельщиков в Craven Cottage, чем раньше.

Клуб будет обслуживать болельщиков в Craven Cottage, чем раньше.

Планируемая зона гостеприимства на стенде будет включать в себя два ресторана, отмеченных звездами Мишлен.

Планируемая зона гостеприимства на стенде будет включать в себя два ресторана, отмеченных звездами Мишлен.

В планы также входит Sky Deck с бассейном на крыше, откуда открывается вид на Темзу.

В планы также входит Sky Deck с бассейном на крыше, откуда открывается вид на Темзу.

Возможно, самое прекрасное воспоминание о нерасслоенном футболе, каким мы его знали, содержится в книге «Дома футбола – британская футбольная культура 1990-х годов» фотографа-документалиста Стюарта Роя Кларка: его путешествие вокруг отечественной игры на пороге модернизации. что, после ужасов Хиллсборо, сторонники были правы, считая, что это может им только сослужить хорошую службу.

Это напоминание о доступном и доступном месте, которым раньше был спорт здесь, до того, как непредвиденные миллиарды, которые Руперт Мердок заплатил за права на вещание, подарили невероятные материальные богатства тому, что для внешнего мира теперь является «АПЛ».

Изображение болельщиков Кларка в Рокер-парке в 1996 году под названием «Взгляд вверх» необычно — как из-за его художественных достоинств (цвета и полосы их формы отражают народную архитектуру), так и из-за людей, которые занимают кадр. Братья, сестры, двоюродные братья, школьные друзья, отец, вы представляете; все очарованы и застыли во времени неизвестно чем. Сейчас это анахронизм, потому что они не могли позволить себе 12 билетов, чтобы они были рядом, даже если бы они могли их найти.

Есть ирония и значение в том факте, что только немецкий издатель — Spielmacher — заказал «Дома футбола» (текст на немецком языке, английский перевод спрятан сзади). Германия, кажется, увлеклась английским футболом 1990-х годов, как раз перед тем, как пришли большие деньги, современность и зарплаты в миллион фунтов в месяц.

Будьте готовы услышать гораздо больше о том, как разбогатеть в Коттедже в день матча. «Фулхэму» еще предстоит полностью раскрыть «Бланку» (место за Марко Силвой) и «Предложение Фулхэма Matchday Plus» (которое, кажется, представляет собой нечто совершенно иное). «Фулхэм», как и все расширяющиеся клубы Премьер-лиги в наши дни, рад, что «сильный акцент» делается на найме местных жителей для выполнения строительных работ. Возможно, лондонцы находятся так близко к бассейну и Skydeck, как никогда.

Leave a Reply