Чтобы получить пятисекундную иллюстрацию того, что сделало Алана Хансена выдающимся центральным защитником своего и многих других поколений, достаточно обратиться к кадрам разгрома «Ливерпулем» «Эвертона» на «Гудисон Парк» в ноябре 1982 года.
На одиннадцатой минуте игры «Ливерпуль» должен был выиграть со счетом 5:0, Энди Кинг из «Эвертона» отправил мяч в ноги Дэвиду Джонсону, но Хансен прочитал передачу и украл мяч перед своим противником с запасом в ярде. Джонсон выглядит ошеломленным.
Отступив от удара Стива МакМэхона, Хансен шагает на половину поля «Эвертона», а затем делает идеальный пас на 20 ярдов между центральными защитниками соперника, чтобы Ян Раш добежал до него и забил. Это был первый гол в игре, и Хансен, казалось, уже все спланировал в своей голове еще до того, как кто-либо еще осознал такую возможность.
И это был Хансен, центральный полузащитник, который мог играть где угодно. Кто-то вроде Пепа Гвардиолы полюбил бы его. Он, конечно, мог бы играть в полузащите, без особых инструкций. Он мог бы стать великолепным крайним защитником. Хотя, возможно, не в центре нападающего. Как всегда говорит его бывший партнер по центру защиты Марк Лоуренсон, Хансен не был любителем нырять, падать и пачкать свою экипировку. Учитывая то, как великий шотландец играл в эту игру, ему не приходилось часто это делать.
«Ливерпуль» подтвердил, что легендарный защитник Алан Хансен (справа) серьезно болен и находится в больнице.
Хансен (справа) был выдающимся центральным защитником своего поколения и блистал за «красных».
Новость о внезапном и серьезном ухудшении здоровья Хансена опустошит всех на Энфилде.
«Всё было именно так», — сказал Лоуренсон Mail Sport три года назад.
«Через десять минут я был бы весь в дерьме. Алан будет стоять там. Чистый, даже не потеющий. Но уже лучший игрок на поле.
«Футбол был для Алана таким легким, даже слишком простым. Это никогда не казалось очень справедливым».
Новости о внезапном и серьезном ухудшении здоровья Хансена в эти выходные опустошат всех на «Энфилде». Ему исполнится 69 только в субботу. Лоуренсон любит его, как и Кенни Далглиш и Грэм Сунесс. Хансен был одним из основателей одной из великих династий английского и европейского футбола, и его уважают за это, а также за многое другое.
Для одного поколения Хансен ассоциируется в основном как блестящий и опережавший свое время эксперт «Матча дня». Он проработал на BBC 22 года с 1992 по 2014 год.
«Возможно, он был первым человеком, который пошел по более аналитическому пути, пути, по которому сейчас идут многие», — сказал в прошлом году нынешний ведущий MOTD Гэри Линекер.
«Он был блестящим экспертом».
Но именно его звездная карьера игрока принесла ему право сидеть в этом кресле с таким авторитетом так долго. Он выиграл 17 крупных трофеев, в том числе три Кубка европейских чемпионов и восемь старых титулов Первого дивизиона, после того, как летом 1977 года он перешел за 100 000 фунтов стерлингов из Партика Тистла в 21-летнем возрасте.
Хансену повезло: он попал прямо в команду «Ливерпуля», которой руководил покойный Боб Пейсли, которая в предыдущем сезоне потерпела поражение от «Манчестер Юнайтед» в финале Кубка Англии, сделав тройной гол.
Хансен был одним из основателей одной из великих династий английского и европейского футбола.
После завершения карьеры Хансен присоединился к «Матчу дня» и стал блестящим и всеми любимым экспертом.
Однако Хансен сделал эту команду лучше. Он делал каждую игру в футбол, в которой когда-либо играл, лучше, или, по крайней мере, так казалось, поскольку «Ливерпуль» сметал все перед ним в течение 14 лет со своим единственным английским футбольным клубом.
Талантливый от природы игрок в гольф, Хансен представлял мальчиков Шотландии и фактически перестал играть в футбол в возрасте от 15 до 17 лет, так как подумывал о том, чтобы стать профессионалом. Выйдя на пенсию, он регулярно посещал уважаемые клубы побережья Саутпорта – Хиллсайд, Ройал-Биркдейл и другие – и играл в эту самую сложную игру на свете так же легко и энергично, как и в спорте, благодаря которому он в конечном итоге сделал себе имя.
Хансен всегда был одним из тех, кому, казалось, было легче освоить выбранное им занятие, чем всем остальным. Выражение смутного и спорного веселья, которое он носил на футбольном поле, последовало за ним в телестудию. Всегда казалось, что только часть всего этого была выставлена напоказ.
Как ни странно, после того, как десять лет назад он оставил работу на телевидении и счастливо растворился в тени, он сказал, что работа над «Матчем дня» заставляла его все больше нервничать. Это была одна из причин, по которой он ушел. Никогда, никогда это не выглядело таким образом.
То же самое было и на поле. Несмотря на кажущуюся непринужденную элегантность, Хансен действительно беспокоился о своем футболе. После пары первых ошибок в поражении от «Манчестер Юнайтед», Пейсли отвел его в сторону, когда они собирались сесть на поезд до Лондона, и сказал: «Я слишком молод, чтобы у меня случился сердечный приступ». Новая диета, предложенная клубом, вскоре привела к тому, что Хансен набрал пару камней, и со временем – чему способствовали, как думал Хансен, его усилия на тренировочной площадке в играх «5 на 5», где удар головой и отбор мяча не всегда были важны – он стал основой о скромной защите «Ливерпуля», которая всегда обеспечивала большую часть наиболее захватывающего футбола, в который играют Сунесс, Далглиш, Раш и другие, находящиеся дальше по полю.
Хансен также был талантливым игроком в гольф, и 68-летний игрок всегда был одним из тех, кому, казалось, было легче освоить выбранные им занятия, чем всем остальным.
Хансен (справа) помог «Ливерпулю» добиться огромного успеха, закончив всего три сезона без трофеев.
Хансен выиграл всего 26 матчей за сборную Шотландии, и у него были сложные отношения со своей сборной.
В Мерсисайде тихий и безжалостный стиль игры Хансена идеально подходил «Ливерпулю» в то время, когда они стабильно были лучше всех остальных. По мере того как его уверенность и влияние росли, рос и его авторитет в клубе. Острый на язык, когда это было необходимо, Хансен сформировал спортивный и социальный союз с Далглишем и Сунессом, в течение золотого периода которого раздевалка «Ливерпуля» была у него на ладони. Согласно превосходной биографии Пейсли моего коллеги Яна Герберта, Хансен какое-то время жил в одной комнате с левым защитником Аланом Кеннеди, баланс отношений был таков, что Джорди часто приносил своему товарищу по команде завтрак в постель.
В конце концов у Хансена были медали, чтобы подтвердить все это. Он выигрывал чемпионские титулы для трёх разных тренеров «Ливерпуля». Пейсли (четыре), Джо Фэган и Далглиш (три). Только когда Далглиш стал менеджером, эти двое мужчин – вместе с Лоуренсоном и ирландским полузащитником Ронни Уиланом – прекратили совместное использование автомобилей по пути в Мелвуд с побережья.
Последний сезон перед тем, как травма колена вынудила Хансена завершить карьеру в возрасте 35 лет летом 1991 года, был одним из трех за его полтора десятилетия в Мерсисайде, когда «Ливерпулю» не удалось выиграть трофей. Его последний чемпионский титул в 1990 году должен был стать последним для клуба до тех пор, пока Юрген Клопп не получил 30-летний зуд ковидным летом 2020 года.
Для многих наследие Хансена остается вне всякого сравнения. Три года назад Сунесс даже вызвал радиодебаты TalkSPORT из своей машины, чтобы не согласиться с утверждением Мартина Киоуна о том, что Хансен и Лоуренсон потратили слишком много времени на передачу мяча обратно вратарю в эпоху, когда закон об обратном пасе еще не был введен.
«Никогда не было лучшего футбольного центрального полузащитника, чем Алан Хансен, и Лоро не сильно от него отставал», — сказал Сунесс.
«Я сыграл с ними около 300 игр. Я знаю, насколько они были хороши. У них невозможно было отобрать мяч. Они были замаскированными полузащитниками, настолько они были технически хороши».
Сунесс и Хансен вместе играли за Шотландию. Хансен, тем не менее, сыграл всего 26 матчей за сборную, и у него были сложные отношения со своей национальной сборной, особенно после того, как сэр Алекс Фергюсон занял пост после смерти Джока Стейна в 1985 году. Хансен выиграл с «Ливерпулем» дубль Лиги и Кубка Англии в сезоне 1985/86, но Фергюсон решил не брать его на чемпионат мира того года в Мексику. Некоторые считали, что Хансену не хватает приверженности Шотландии. Он просто сказал, что его проблемное колено иногда мешало ему играть.
Так что мы всегда будем помнить его в красном цвете «Ливерпуля». Играя в эпоху, когда имена еще не писали на футболках, Хансена всегда можно было сразу узнать. Ростом всего лишь 6 футов 2 дюйма, с волосами темными, как смола, Хансен мог выглядеть неловко во время бега.
Хансен с женой Джанет. Пара жената с 1980 года, у них двое детей.
Хансена очень любят в Ливерпуле и за его пределами, и футбольный мир будет молиться за его выздоровление.
Иногда, когда он вел мяч вперед с поднятой головой, казалось, что он отчаянно пытается от него избавиться. Возможно, это произошло из-за острого ощущения своей роли в команде, потому что он знал, что впереди его ждут игроки получше и более подготовленные. А может быть, он просто ждал подходящего момента. Обычно этот момент приходил к нему раньше, чем кто-либо еще все это понимал.
Хансен на самом деле не тратил зря. Не тратил ни мяча, ни слов ни на матч дня, ни на газетную колонку, которую он долгое время писал в Daily Telegraph. Так получилось, что мы вообще ничего о нем не слышали с тех пор, как он покинул BBC десять лет назад. С него было достаточно, и – в отличие от многих, не наделенных его скромностью – как только он решил уйти, это было навсегда.
Ему не было недостатка в средствах массовой информации, когда «Ливерпуль» готовился завоевать трофей Премьер-лиги четыре лета назад. В конце концов, он был последним капитаном «Ливерпуля», сделавшим это. Он всем отказал, мотивируя это тем, что, если он обратится к одному изданию, ему придется поговорить со всеми.
Это был достойный взгляд на это, но не обязательно правильный. На этот раз Хансен ошибся. Он мог бы просто выбрать один. Только что выбрал один идеальный пас. Прямо к цели. Максимальный эффект. Так он всегда делал. «Ливерпуль» и все, кто связан с британским футболом, теперь будут молиться за его скорейшее выздоровление.