Skip to main content

Всего через несколько часов после приземления в Сан-Паулу разговор быстро переходит к битве Давида и Голиафа между Формулой E и Формулой-1. Мы все знаем, кто из них Голиаф, но, как и в классической сказке, у аутсайдера есть несколько уловок в рукаве, чтобы выровнять правила игры.

Формула Е не является видом спорта, находящимся в центре внимания — Берни Экклстоун однажды высмеял ее, назвав ее «все равной езде на электрических газонокосилках по автостоянке», — но по мере того, как мир приближается к тому, чтобы сделать электромобили нормой, это скоро так и произойдет.

У FE есть контракт на участие в гонках на таких автомобилях до 2036 года. Приближается их время под солнцем, и люди начинают замечать это. Тот факт, что экс-глава Формулы-1 Экклстоун был VIP-гостем на гонке в эти выходные, которую выиграл Сэм Берд, является тому подтверждением.

«10 лет назад я думал, что первая гонка станет последней», — сказал он в паддоке. «Поэтому я очень рад видеть, что это что-то совершенно суперское – технически это уровень Формулы 1».

Помимо технических характеристик, главной движущей силой роста Формулы Е является стремление к устойчивому развитию. Общий углеродный след организации, включая поездки болельщиков, меньше, чем у одной команды Формулы-1. Они обеспечивают питание всех своих мероприятий, используя возобновляемые источники энергии, что приводит к сокращению выбросов углекислого газа на 90 процентов по сравнению с обычным дизельным топливом.

Продолжающийся рост Формулы E обусловлен усилиями спорта по достижению устойчивости.

Продолжающийся рост Формулы E обусловлен усилиями спорта по достижению устойчивости.

Соревнования Формулы E проводятся с использованием возобновляемых источников энергии, что приводит к снижению выбросов на 90 процентов.

Соревнования Формулы E проводятся с использованием возобновляемых источников энергии, что приводит к снижению выбросов на 90 процентов.

Сообщается, что около половины фанатов Формулы Е — женщины, а у этого вида спорта есть молодая фанатская база.

Сообщается, что около половины фанатов Формулы Е — женщины, а у этого вида спорта есть молодая фанатская база.

Они также сэкономили 1348 тонн парниковых газов, доставив большую часть своих грузов и оборудования на гонки автомобильным и морским транспортом.

Эти усилия завоевали им легион сторонников, и эта база фанатов развивается быстрыми темпами. Генеральный директор Джефф Доддс говорит, что это дает ему «уверенность класса А» в том, что Формула E может не просто расти в геометрической прогрессии, но однажды даже узурпировать титанов Формулы-1.

«Мы еще ребенок, но у нас уже есть 400 миллионов поклонников по всему миру», — сказал Доддс в Бразилии. «Нас уже 40 процентов от размера Формулы-1, и нам всего девять лет, тогда как Формула-1 существует уже 75 лет. Это дает нам первоклассную уверенность в том, что нам доступен рост.

«Мы также создаем фан-базу другого типа. Примерно половина наших фанатов — женщины, что неслыханно для автоспорта. Примерно половина наших фанатов моложе 40 лет. Это неслыханное явление в автоспорте. И около 85 процентов наших поклонников говорят, что готовы заплатить больше, чтобы купить продукцию бренда, который уделяет особое внимание окружающей среде и устойчивому развитию. Мы говорим с другой группой людей».

Их твердый контроль над гонками на электромобилях также дает Доддсу повод полагать, что его вид спорта вскоре может стать «первейшим видом спорта в мире». По его словам, поскольку производители автомобилей начнут переходить на электроэнергию, вскоре FE придет к нам с грозной рукой.

«Когда была основана Формула-1, она не была платформой устойчивого развития. Теперь они пытаются перепроектировать себя во что-то более устойчивое», — сказал он.

«Количество аккумуляторных электромобилей растет примерно на 20 процентов по всему миру. Когда я смотрю на то, что произойдет, наши машины движутся только в одном направлении — они становятся все быстрее и быстрее.

«Когда я складываю все это воедино, я могу сесть и сказать, что наши амбиции должны быть самыми большими, возможно, мы этого не достигнем, но это должна быть самая ожидаемая гоночная серия в мире».

Боссы говорят, что у этого вида спорта 400 миллионов поклонников по всему миру, и однажды он может узурпировать Формулу-1.

Боссы говорят, что у этого вида спорта 400 миллионов поклонников по всему миру, и однажды он может узурпировать Формулу-1.

Около 70 процентов машин одинаковы для каждой команды, чтобы чемпионат был захватывающим.

Около 70 процентов машин одинаковы для каждой команды, чтобы чемпионат был захватывающим.

Действующий чемпион Формулы E Джейк Деннис согласился с Доддсом: он считает, что нет предела.

«Я не думаю, что это глупое утверждение, — сказал он. «Я не думаю, что это произойдет при моей жизни, но разрывы будут становиться все ближе и ближе. Формула 1 приближается к тому, чтобы стать полностью электрической – мы будем все больше и больше привлекать внимание общественности.

«То, что сейчас делает Формула-1, неустойчиво. В 2026 году будут внесены изменения, чтобы перейти к электричеству, но они не превзойдут то, что мы можем сделать».

Было бы глупо предполагать, что у FE есть хоть какой-то шанс свергнуть Формулу-1 в качестве ведущего автоспорта в ближайшее время. Он не может даже близко конкурировать со своими ресурсами, своим профилем, своим блеском и гламуром, своим фанатским составом или своим каталогом звездных гонщиков.

Вместо этого Формула Е сосредоточилась на том, чтобы сделать чемпионат максимально захватывающим. Около 70 процентов автомобилей Формулы E практически одинаковы для каждой команды. Это означает, что когда дело доходит до дня соревнований, выбрать победителя становится все труднее. Деннис выиграл первую из двух гонок на соревнованиях в Саудовской Аравии в прошлом месяце. Во втором он финишировал 12-м.

Еще одна вещь, помогающая улучшить ситуацию, — это инновационная функция квалификации, где гонщики делятся на «дуэли», соревнуясь в четвертьфинале, полуфинале и финале, чтобы определить, кто стартует с поула.

Особой проблемой для фанатов Формулы-1 стало отсутствие стабильного и сильного соперника у Макса Ферстаппена, который три года правил чемпионом мира и уже выиграл первые две гонки сезона Формулы-1.

«Когда у вас есть одни из лучших гонщиков в мире, то возможность команды отличиться только с помощью программного обеспечения гарантирует высокую конкуренцию», — добавил Доддс. «Если вы посмотрите на прошлый год, то перед последним чемпионатом у вас было три команды, которые могли победить.

Формула E считает, что Формула-1 в настоящее время неустойчива и будет вносить изменения по мере перехода на электроэнергию

Формула E считает, что Формула-1 в настоящее время неустойчива и будет вносить изменения по мере перехода на электроэнергию

Британец Сэм Берд отпраздновал победу на четвертом этапе серии Формулы Е в Сан-Паулу

Британец Сэм Берд отпраздновал победу на четвертом этапе серии Формулы Е в Сан-Паулу

«Когда конкуренция снижается, фанатская база начинает исчезать. Для Макса Ферстаппена вопрос заключается в следующем: выиграет ли он все 24 гонки? Мы не хотим быть этим видом спорта».

Крис Линч, директор по организации мероприятий в Формуле E, подогревает постоянное желание организации продолжать сдерживать уровень азарта.

«Я всегда говорю, что хочу, чтобы кто-то стал болельщиком на всю жизнь, а не только на один день», — сказал он Mail Sport. «Я хочу, чтобы люди приходили и были потрясены этим, чтобы они рассказали об этом своим друзьям и привели их в следующий раз.

«Это идеал моей команды. Мы стараемся максимально приблизить их к гонщикам и спорту. Мы проводим автограф-сессии на пит-лейн, а болельщиков ждут симуляторы вождения и церемонии подиума в фан-деревне».

Но теперь, когда Формула 1 устраивает блестящие шоу в Вегасе, есть ли необходимость соревноваться? Наоборот. Вместо этого Линч утверждает, что это F1 их копирует.

«Я не думаю, что на нас оказывается давление со стороны Формулы-1, я думаю, что Формула-1 пытается не отставать от нас», — продолжил он. «Мы сделали шоу перед гонкой, вдохновленное шоу в перерыве Суперкубка, с певицей Рэй в Лондоне. После этого Формула-1 начала делать свои предгоночные вещи и копировать нас, а также создавать спецэффекты на нашем подиуме.

«Поскольку мы небольшая и гибкая компания, мы можем делать все очень быстро. Формуле-1 требуется больше времени, чтобы идти в ногу с тенденциями. Наша фанатская база далека от Формулы-1, но я думаю, что мы более инновационные и захватывающие. В конце концов это реально [to overtake F1].’

Организаторы считают, что в Формуле E они могут быть более инновационными и захватывающими, чем в Формуле 1.

Организаторы считают, что в Формуле E они могут быть более инновационными и захватывающими, чем в Формуле 1.

Водители могут получить дополнительную мощность, проезжая по определенным участкам трассы во время гонок.

Водители могут получить дополнительную мощность, проезжая по определенным участкам трассы во время гонок.

Мероприятие в Сан-Паулу продемонстрировало все возможности этого вида спорта: фанаты X вышли на трассу в полный голос, чтобы создать карнавальную атмосферу, а танцоры, одетые с ног до головы в разноцветные перья и блестки, маршировали вверх и вниз по сетке.

Бразильцы были в отличном настроении, аплодировали и скандировали, сходили с ума по специальному гостю — своему соотечественнику, бывшему гонщику Формулы-1 и FE Фелипе Массе.

Бёрд завершил безумную гонку, полную множества обгонов (212, если быть точным), когда он провожал Митча Эванса и Оливера Роуленда до финиша.

Мне посчастливилось наблюдать за частью гонки из гаража Андретти, когда они надеялись привести своего звездного гонщика Денниса к сильному финишу.

Вместо того, чтобы обсуждать DRS и пит-стопы, которые регулярно встречаются в Формуле-1, основная стратегия заключалась в том, чтобы подсказать Деннису, где консолидировать и сохранять его энергетические резервы.

В Формуле E гонщики могут получить дополнительную мощность, проезжая по специально отведенным участкам трассы, которые посылают сигнал их машине, обеспечивая ей заряд электроэнергии, что добавляет еще один элемент конкурентоспособности.

Звезда Формулы E Джейк Деннис считает, что этому виду спорта нужно больше внимания, чтобы продвигать его дальше вперед.

Звезда Формулы E Джейк Деннис считает, что этому виду спорта нужно больше внимания, чтобы продвигать его дальше вперед.

Бёрд завершил безумную гонку, в которой в общей сложности было совершено 212 обгонов, и обеспечил победу в Бразилии.

Бёрд завершил безумную гонку, в которой в общей сложности было совершено 212 обгонов, и обеспечил победу в Бразилии.

Деннис — тест-пилот Формулы-1, поэтому он знает различия между двумя машинами лучше, чем кто-либо другой, и сделал резкое заявление.

«У Формулы-1 больше мощи, вот и все», — добавил он. «Мы можем заставить эти машины ехать на пять секунд быстрее, но FE не пытается добиться лучшего времени круга или максимальной скорости», — добавил он. «Мы пытаемся добиться лучшей гоночной серии с нулевым результатом».

Таким образом, хотя FE и нужна скорость, когда дело доходит до траектории, скорость — это не то, что будет продвигать его вперед. Так что же будет?

«Нам нужен драйв, чтобы выжить!» — говорит Деннис, имея в виду популярное шоу Netflix, демонстрирующее мир Формулы-1. «Формуле E нужен этот момент. С точки зрения качества в этом нет ничего плохого, это просто экспозиция. [that’s lacking].’

Leave a Reply