Skip to main content

Питер Рид разминается в своем саду перед предстоящей битвой. «Я играю воина и кобру», — говорит он. «Но я пропускаю собаку, нисходящую вниз».

Даже в йоге в эти выходные в семье Ридов не может быть никаких намеков на понижение.

Ближайшая битва заключается в том, чтобы 67-летний бывший полузащитник «Эвертона» смог привести свои скрипучие колени в нужное положение, но его мысли твердо сосредоточены на решающей игре его старого клуба с «Ноттингем Форест».

«Это самая крупная игра в истории клуба», — говорит Рид, не опасаясь преувеличений. «Энди Грей позвонил мне на днях и сказал: «Посмотрите, какие предстоящие матчи… Форест, Ливерпуль, Брентфорд, Лутон, Шеффилд Юнайтед». Если мы вместе побежим, все в наших руках».

«Но я, как тренер и игрок, усвоил из опыта, что следующая игра всегда самая важная. Направьте все свое умственное внимание на то, что находится прямо перед вами. Это масштабный футбольный матч, просто посмотрите на таблицу».

Питер Рид разминается в своем саду перед предстоящей битвой.  «Я играю воина и кобру», — говорит он.  «Но я пропускаю нисходящую собаку»

Питер Рид разминается в своем саду перед предстоящей битвой. «Я играю воина и кобру», — говорит он. «Но я пропускаю нисходящую собаку»

Одно очко разделяет «Эвертон» и «Форест», поскольку они находятся на грани вылета.

Оба страдают от спорных вычетов очков, и существует общее ощущение несправедливости в отношении штрафов, наложенных на них Премьер-лигой за нарушение правил прибыли и устойчивого развития. Апелляции находятся на рассмотрении, как и их истинные позиции в лиге. Все это усиливает чувство неуверенности.

Рид откатывает свой серый коврик для йоги: пора заняться серьёзными делами.

«Это несправедливо, несбалансировано, невероятно», — говорит он, оживляясь. «Я общаюсь со многими болельщиками, даже с Энди Бернэмом, мэром Большого Манчестера, и я не уверен, что кто-то может понять, как Премьер-лига приходит к таким решениям». Определенно требуется большая прозрачность, потому что это сбивает с толку жизнь как болельщиков, так и клубов.

«Мы видели четыре разные комиссии, каждая из которых пришла к разным выводам о том, как они определяют наказание «Эвертону», и после сезона состоятся еще два слушания». Это безумие.

«Если вы нарушите правила, это должно быть просто финансовым наказанием. Проблема, с которой вы сталкиваетесь с вычетом очков, — это эффект домино. Если из-за этого клуб разорится, вы рискуете потерять рабочие места не только в футбольном клубе, но и в обществе. «Эвертон» оказывает огромное влияние на местное сообщество, и эти решения, принимаемые людьми за много миль от этого района, ставят это под угрозу.

«Мы строим новый стадион, что потребует больших затрат, но при этом мы наймем местных жителей. Стадион был зарезервирован УЕФА для проведения Евро-2028, главного турнира страны. Правительства нашли способы помочь другим клубам с новыми стадионами, так почему же они не могут помочь нам? Премьер-лига тоже должна стремиться помогать, а не мешать.

«У вас есть шесть клубов, которые пришли поговорить об уходе и создании Европейской Суперлиги, почему для них нет никаких последствий? Это не складывается. Премьер-лига выступает против идеи независимого регулятора, но чего они ожидают? В решениях, которые они принимают, нет баланса».

«Эвертон» сейчас занимает 16-е место в таблице Премьер-лиги, опережая Фореста на одно очко.

«Эвертон» сейчас занимает 16-е место в таблице Премьер-лиги, опережая Фореста на одно очко.

Рид с мячом против «Арсенала» во время матча «Ириски» со счетом 1:0 на «Хайбери» 12 апреля 1986 года.

Рид с мячом против «Арсенала» во время матча «Ириски» со счетом 1:0 на «Хайбери» 12 апреля 1986 года.

Конечно, Рид не настолько наивен, чтобы предположить, что проблемы «Эвертона» исключительно из-за прихотей игровых бюрократов.

Действительно, положение «Эвертона» становится еще более шатким после их жалкого выступления в «Челси» в прошлый понедельник, когда серия одержала одну победу в 15 играх.

Рид наблюдал за разгромом со счетом 6:0 из бара на Майорке вместе со своим младшим братом, бывшим полузащитником «Рочдейла» Шоном. Этого было достаточно, чтобы довести до пьянки любого жителя Эвертона.

«Мне нужно было немного пива Guinness, чтобы посмотреть это. Не всегда можно играть как можно лучше, но, по крайней мере, постарайтесь усложнить задачу сопернику», — говорит он. «Болельщики оказали им огромную поддержку в «Челси», но игроки их подвели. Именно фанаты были главными зачинщиками последних нескольких боев на выживание, но они устали от этого. Игрокам нужно что-то им вернуть».

За «Стэмфорд Бридж» также следил мажоритарный акционер Фархад Мошири. Это было редкое появление и, возможно, последнее для него в качестве владельца «Эвертона». В окружении потенциальных покупателей из 777 Partners он, по крайней мере, мог стать свидетелем того печального хаоса, в который превратился «Эвертон» под его руководством. Мошири держался подальше от Гудисон Парк с ноября, когда клуб отметил кончину давнего председателя и друга Рида Билла Кенрайта.

Рид говорит, что было бы «токсично», если бы англо-иранский бизнесмен Мошири вернулся в Гудисон, настолько презрительно болельщики к тому, как управляют клубом.

«Думаю, в последний раз я видел Билла на игре на выезде с «Челси» в прошлом сезоне», — говорит Рид. «В прошлом месяце я был на церемонии его памяти в лондонском «Палладиуме». Билл признал, что были ошибки, он не был глупым. Он знал, что все должно измениться, и ему было обидно видеть, что клуб идет таким путем.

«Клубу нужна сортировка сверху вниз», — говорит Рид. «Было плохое руководство. Посмотрите на подбор, сколько было потрачено впустую, и сравните с такими клубами, как «Брайтон». Это большой плавильный котел, объясняющий, почему все идет не так, как надо в парке».

Еще одной жертвой режима стал бывший товарищ Рида по команде Грэм Шарп. После того, как на него напала часть поддержки клуба, недовольная его связью с советом директоров в качестве неисполнительного директора, Шарпу посоветовали держаться подальше ради его собственной безопасности.

«Если бы он вернулся сейчас, я думаю, его бы встретили как героя, я ему об этом говорил», — говорит Рид. ‘Грустно. Не все понимают, что Шарпи сделал и до сих пор делает для «Эвертона». Ему предстоит сказать, почему он не возвращается. Это ранило его, ранило меня и ранило каждого из нас, кто был частью этой команды в 80-х. Мы все еще на связи. Между нами много любви».

Прошло 40 лет с тех пор, как великая команда «Эвертона» выиграла Кубок Англии, и они планируют воссоединиться в следующем году, чтобы отпраздновать победу в чемпионате 1985 года.

«У нас есть наследие благодаря тому, чего мы достигли. Приятно быть связанным с этим, но это должно измениться», — говорит Рид.

«Победа команды Джо Ройла в Кубке Англии была блестящей, но это был 1995 год. Есть целое поколение болельщиков, которые не видели успеха в «Эвертоне», и это неправильно. Мой внук ходит по Манчестеру в синей рубашке, все еще гордый, мои племянники тоже, я им сочувствую. Такого просто не должно быть».

Рид на фото играет во время финала Кубка обладателей кубков между «Эвертоном» и «Рапид Вена» на стадионе «Фейеноорд», Роттердам, Нидерланды.

Рид на фото играет во время финала Кубка обладателей кубков между «Эвертоном» и «Рапид Вена» на стадионе «Фейеноорд», Роттердам, Нидерланды.

По совпадению, именно великий менеджер «Ноттингем Форест» Брайан Клаф посоветовал команде «Эвертона» в 85-м доминировать дома и за рубежом, но катастрофа на стадионе «Эйзель» лишила их возможности играть в Европе.

«Он был хорошим судьей, мистер Клаф», — смеется Рид. «За эти годы у нас было много хороших разговоров.

«Однажды я должен был играть за «Эвертон» на стадионе «Форест», и в полной экипировке стоял у задней двери «Сити Граунд», ожидая, чтобы подарить моему отцу Питеру два билета. Когда он появляется, мимо проходит Клауи, замечает нас, берет моего отца за руку и говорит: «Пойдем со мной, молодой человек». ‘Молодой человек!’ Моему отцу. Он ведёт папу по всем этим коридорам и холлам, я следую как щенок, и он ведёт нас в зал заседаний Форест.

— Он говорит: «Джентльмены, этот молодой человек — отец Питера Рида». Я знаю, что он хороший социалист и хороший игрок «Эвертона», так что дайте ему большую порцию виски и присмотрите за ним». Он целует папу в губы, поворачивается и уходит. Мой отец, который обычно был довольно крикливым, просто онемел. Но он мог быть волшебным, как этот Клауи.

«Представьте его сейчас, когда Премьер-лига отбирает очки у Фореста за финансовые штрафы. У него наверняка было бы твердое мнение, более того, он бы остановил это еще до того, как оно взлетело».

Рид ищет время, чтобы поразмыслить в своей гостиной. Стены украшены сувенирами из блестящей карьеры. Фотографии с автографами Ната Лофтхауса в «Болтоне», его футболки с Кубком обладателей кубков 1985 года и аргентинской футболки, подписанной заклятым врагом Англии на чемпионате мира 1986 года Диего Марадоной.

«Мне бы хотелось иметь старую рубашку Диего Стива Ходжа. Я заплатил за это 7 миллионов фунтов, но мне, вероятно, снимут очки».

Рид должен был быть на «Уэмбли» в полуфинале Кубка Англии, чтобы увидеть в субботу свой бывший клуб «Манчестер Сити», но вместо этого он принял предложение посмотреть матч другого своего бывшего подопечного «Сандерленда» против «Миллуолла».

Он воспользуется поездкой, чтобы навестить своего старого помощника в «Сандерленде» и хорошего друга Бобби Сакстона, которому сейчас 80 лет. Но он поедет обратно в воскресенье, чтобы убедиться, что он находится на главной трибуне, когда «Эвертон» сыграет с «Форестом» в обеденный перерыв.

Так когда же ему в последний раз нравилось смотреть «Эвертон»? — Чертовски хороший вопрос. Я думаю, что «Брайтон» уехал, когда мы выиграли со счетом 3:0, но даже тогда я был на грани. Вот как они меня поймали. Как свидетельствуют гримасы по телевизору, мне трудно смотреть, я все еще пинаю каждый мяч».

На фото «Эвертон» празднует Кубок Англии – Рида можно увидеть на заднем ряду

На фото «Эвертон» празднует Кубок Англии – Рида можно увидеть на заднем ряду

Уже почти стало нормой, что, когда Рид занимает свое место в «Гудисоне», камеры «Матча дня» поворачиваются к нему, а комментатор замечает: «Как они могли бы справиться с кем-то вроде него сейчас».

«У них должен быть огонь в животе против Фореста», — говорит он. «В победе в такого рода играх нужно много психологии. Я уверен, что некоторые игроки пострадали от вычета очков, но им нужно прийти в себя прямо сейчас.

«Джеймс Тарковски сказал, что ему было неловко после выступления с «Челси», было видно, что Шону Дайчу было больно, он выглядел опустошенным. Поэтому я ожидаю какой-то реакции. Давайте займемся ими.

«Если бы у меня было одно желание, так это чтобы в следующем сезоне, нашем последнем на «Гудисон Парк», мы позаботились о том, чтобы «старушка» пошла смотреть футбол высшего дивизиона. За прошедшие годы она была свидетелем некоторых великих игроков, отказалась от некоторых замечательных моментов, будем надеяться, что воскресенье может стать еще одним, и мы сможем попрощаться с ней, чего она заслуживает. Фанаты отреагируют на это».

Leave a Reply