Skip to main content

Однажды они вместе вышли, чтобы принять участие в грозном соревновании по регби на самом высоком уровне.

Завтра Грегор Таунсенд будет стоять у подножия горного хребта в Японии, которому предстоит покорить четыре вершины и принять вызов, который нужно принять и победить. Том Смит, его друг и товарищ на протяжении десятилетий в регби, будет там только в своем значительном духе.

«Мы возвращаемся в 1989 год как товарищи по команде», — говорит Таунсенд, главный тренер Шотландии. «Это действительно довольно необычно, когда два парня вместе играют в команде Шотландских школ, а затем продолжают играть в одной команде Лайонс».

Разговаривать с Таунсендом о Смите почти невозможно трогательно. В основе разговора лежит трагедия. Бывший игрок сборной Шотландии умер в апреле 2022 года от рака толстой кишки в возрасте 50 лет. Однако этот мрачный приговор не может полностью оценить глубину потери, нанесенной его жене, трем детям, его друзьям и всему миру регби.

Однако его жизнь следует прославлять, потому что Смит, несмотря на всю свою врожденную тишину, был способен на захватывающие частные моменты. Он мог спеть во время своей речи на официальном ужине после международного матча. Он мог вызвать возмущенные комментарии оппонентов из-за своего революционного стиля игры в качестве опоры. Он мог быть и всегда был надежным товарищем по команде и верным другом.

Таунсенд, к которому присоединились его жена Клэр, вдова Смита Зои и еще 11 туристов-любителей, завтра отправятся покорить четыре вершины за четыре дня на хребте Гиндза в северных Японских Альпах.

Таунсенд (справа) и Смит (в центре) вместе играли в регби от школ до команды «Лайонс».

Таунсенд (справа) и Смит (в центре) вместе играли в регби от школ до команды «Лайонс».

Смит (справа) играл за Шотландию 61 раз с 1997 по 2005 год.

Смит (справа) играл за Шотландию 61 раз с 1997 по 2005 год.

Группа будет отправляться каждое утро в 4 утра, чтобы покорить горы Цубакуро, Отэнсё, Йонен и Тёгатаке. Конкурс был организован благотворительной организацией по борьбе с раком толстой кишки 40tude, покровителем которой был Смит, и ее целью является сбор 100 000 фунтов стерлингов для создания Фонда скрининга Тома Смита, который будет оплачивать скрининг рака толстой кишки у молодых людей.

Бывший Лев всегда был в мыслях Таунсенда, который вместе со своим товарищем взбирался на величественные спортивные горы. «Мы играли вместе с «Бривом», «Шотландией» и «Лайонс», — говорит Таунсенд.

Есть определенные битвы, которые не только создают искреннюю дружбу, но и выковывают уважение, которое передается сквозь века. 21 июня 1997 года Таунсенд вышел на поле в Ньюленд-парке в Кейптауне, чтобы встретиться с ЮАР. «Они были мощной командой», — говорит Таунсенд. Предматчевый анализ показал, что стая Спрингбоков поглотит Львов. Первые встречи казались физической реализацией этой теории.

«В те дни можно было организовать схватку подальше, и «Спрингбоки» вступали в бой с бешеной скоростью», — говорит Таунсенд. «Поначалу схватка «Лайонс» была потрясенной. Но они справились с этим. Том был сильным, но он также был умен».

Когда Смит, Кейт Вуд и Пол Уоллес обезвредили самое большое оружие «Спрингбоксов», «Лайонс» продолжили серию, выиграв матч и последующую встречу в Дурбане.

Смит, которого неожиданно выбрали для тура, сразу же сделал себе имя на вершине мирового регби. Он провел за «Лайонс» шесть матчей подряд.

«Это была игра, в которой он показал всему миру, на что он способен», — говорит Таунсенд в Токио, вспоминая Кейптаун 1997 года. «Он всех удивил. На тот момент он выиграл всего пару матчей за сборную Шотландии, поэтому выиграть место в туре «Лайонс», а затем стартовать в первом тесте, было серьезной проблемой».

Тихо, решительно, но неумолимо Смит одержал победу. «В тот день была продемонстрирована его стойкость как игрока в регби», — говорит Таунсенд. «Он продолжал это на протяжении всей своей карьеры. Но эта сила также проявилась в его борьбе с раком. Он всегда сохранял позитивный настрой. Он хотел, чтобы его дети увидели его в хорошем месте. В нем было непоколебимое сочетание стоицизма, стойкости и позитива как на поле, так и за его пределами. Он был сильным человеком, жестким человеком».

Три года назад во время очередной горной экспедиции, на этот раз в поддержку благотворительной организации Додди Вейра, Таунсенд разговаривал из Марокко по видеосвязи со своим другом. «Том тогда был не в лучшем положении», — говорит он. «Но он все еще был уверен». Он все еще был способен выражать радость и подчеркивать важность развлечения.

Таунсенд примет участие в своем последнем испытании вместе с вдовой Смита Зои.

Таунсенд примет участие в своем последнем испытании вместе с вдовой Смита Зои.

«Эти восхождения будут трудными с точки зрения физических требований», — говорит Таунсенд о походе в Японию. — Но мы уже гуляли с Зоей и другими пешеходами и говорили о Томе. Восхождение будет похоже на игру в регби. Будут физические и моральные трудности, но после того, как мы достигнем вершин, мы немного повеселимся».

Таунсенд понимает, что после того, как он завершит восхождение, вырисовываются другие горы. Шотландии предстоят четыре осенних теста, один против чемпионов мира из Южной Африки. Тогда Шесть Наций предлагают одновременно суровое испытание и прекрасную возможность.

В воскресенье в Токио Таунсенд уже наблюдал, как «Глазго Уорриорз» разгромили «Бенеттон». Матч «Эдинбурга» против «Буллз» также будет тщательно изучен до того, как в 4 утра будут надеты скалодромы.

«Я полагаю, что вы, будучи главным тренером, постоянно думаете о регби», — говорит Таунсенд. «Это каждый аспект. Это может быть что-то тактическое, игрок, с которым вы хотите связаться, или речь, которую вы хотите произнести.

«Когда мы начнем восхождение, связи с внешним миром не будет, но когда мы вернемся, будет несколько сообщений, надеюсь, не о травмах».

Шотландия сыграет семь из следующих 10 игр на стадионе «Мюррейфилд», который в следующем году отметит свое столетие. «Да, это важный год», — признает Таунсенд. «Но мы ждем этого с большой надеждой».

Он добавляет: «У нас есть шанс сделать это в этом году. Если нам повезет с травмами, наша игровая группа находится в действительно хорошем возрасте и имеет большой совместный опыт. По отдельности у некоторых из них высокие лимиты, поэтому они знают тестовое регби и его требования. Я разговаривал с игроками и знаю, что они действительно хотят успеха».

Шотландия была на грани крупного прорыва в последних шести нациях, обыграв Уэльс и Англию, но едва уступив Италии, Франции и Ирландии. Незначительная разница в поражениях подчеркнула, что Шотландия может иметь реалистичные ожидания хорошего сезона. Но сначала их ждут Фиджи, Португалия, Австралия и Южная Африка.

Разговор возвращается к японским горам и, конечно же, к Смиту. «Думаю, мысли о предстоящей кампании придут мне в голову, когда я прогуляюсь», — говорит Таунсенд. Но ему нужна лишь нежная поддержка, чтобы вспомнить свои лучшие моменты с дорогим другом.

«Мы сразу сблизились, будучи школьниками. Я не знаю, почему, но мы это сделали. Он был резким, веселым. Он никогда не относился к себе слишком серьезно», — говорит Таунсенд. «Однажды он играл против Аргентины, и их капитан, оперный певец, исполнил замечательную арию на послематчевом банкете. Скотт Мюррей, один из лучших друзей Тома, поспорил с ним, что он (Том) не будет петь на банкете после следующего матча.

«Это был матч против Новой Зеландии, и Том должен был произнести капитанскую речь, а капитан All Blacks должным образом произнес мрачную речь. Том встал, спел «My Way», сказал Скотту, что должен ему 100 фунтов, поблагодарил Новую Зеландию за игру и снова сел».

К сожалению, Смит проиграл битву с раком толстой кишки еще в апреле 2022 года.

К сожалению, Смит проиграл битву с раком толстой кишки еще в апреле 2022 года.

Таунсенд также вспоминает моменты, когда он и Смит играли за «Брив» в 1998–2000 годах. «У нас был тренер, который кричал и ругался на нас, а в первый год во Франции Том толком не выучил язык. Он наслаждался вспышками гнева тренера, потому что не знал, что тот парень ему говорил».

На поле он сразу произвел впечатление. «Дэвид Соул и Том были предшественниками современного реквизита», — говорит Таунсенд. «Том был быстрым, спортивным и имел хорошие руки. Он также хотел принять участие в игре. В одном из наших первых матчей в Бриве он вырвался из схватки и был вовлечен в пас, который закончился тем, что мы забили. Оппозиция была больше всего расстроена. Он сказал Тому, что во Франции играли не так. Вы должны были оставаться в схватке, даже когда мяч был вне игры. Том просто рассмеялся и поступил по-своему».

Именно так Том Смит относился к жизни и футбольному полю. «Он был тихим, но постепенно дорос до роли капитана, и когда он говорил, все слушали. Он был очень самоуничижительным, но все знали уровень этого человека».

Восхождение на хребты в Японии требует тщательной и серьезной подготовки, но Таунсенд признает, что у него было время расслабиться, прежде чем приступить к вызову с холмов. «Вчера вечером мы попили караоке. Я спел «Sweet Child of Mine»*, в котором было слишком много высоких нот и это напоминание о том, что никогда не следует петь свою любимую песню в караоке, а следует выбирать легкую».

Кульминацией вечера стало групповое исполнение песни Proclaimers’ 500 Miles. Сегодняшнее восхождение, напротив, составляет жалкие 2900 метров. Это, конечно, будет истощать. Но это будет вознаграждение за благотворительность и личный опыт.

Возможно, было бы сентиментально предполагать, что Смит всю дорогу будет сопровождать пешеходов. Заметить, что память об особом персонаже будет тяжело висеть над Японскими Альпами, — это всего лишь констатация очевидного.

Для получения дополнительной информации или сбора средств в фонд отбора Тома Смита посетите https://www.justgiving.com/page/gregor-townsend-1724406162792.

Leave a Reply